Питание

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей
развернуть

(законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:                                                                        

- с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

- с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

- военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

 справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак - 30 процентов, обед - 40, полдник - 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

свернуть

Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь

19.01.2022

На основании пунктов 3 и 5 статьи 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании, абзаца второго подпункта 2.1 пункта 2 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

1.1. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 ”О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования“:

подпункт 1.8 пункта 1 после слов ”гимназиях-интернатах,“ дополнить словами ”обучающихся, проживающих в“;

в пункте 2:

в подпункте 2.1:

часть первую изложить в следующей редакции:

”2.1. при обеспечении одноразовым питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обучающихся, указанных в абзаце втором пункта 3, пунктах 4 и 6 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694, размер денежной нормы расходов на питание составляет 60 процентов от соответствующей денежной нормы расходов на питание, утвержденной в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления.“;

в части второй:

в абзаце втором слова ”650 – 710 ккал – 11 – 13 лет, 710 – 770 ккал – 14 – 17 лет“ заменить словами ”710 –770 ккал – 11 – 18 лет“;

в абзаце третьем слова ”900 – 1000 ккал – 11 – 13 лет, 1000 – 1080 ккал – 14 – 17 лет“ заменить словами ”1000 –1080 ккал – 11 – 18 лет“;

в подпункте 2.3:

после слова ”часов“ дополнить подпункт словами ”(посещение учреждения дошкольного образования по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания)“;

слова ”кратности питания ребенка“ заменить словами ”приемов пищи ребенком“;

в пункте 3 и абзаце третьем пункта 31 слова ”юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения“ заменить словами ”осуществляющими общественное питание на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, а также“;

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в яслях, яслях-садах, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах с длительностью пребывания 12 – 24 часа, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в яслях, яслях-садах, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, с длительностью пребывания 12 – 24 часа, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с длительностью пребывания 6 – 8 часов (двухразовое питание), 9 – 10,5 часа (трехразовое питание), 12 – 24 часа (четырехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных и вспомогательных школах, в том числе группах продленного дня, а также в учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 6 – 8 часов (двухразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных и вспомогательных школах, в том числе группах продленного дня, а также в учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 9 – 10,5 часа (трехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в гимназиях-интернатах, общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах, кроме санаторных школ-интернатов для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в специальных общеобразовательных школах-интернатах и вспомогательных школах-интернатах (четырехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения (одноразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение, а также в зоне проживания с периодическим радиационным контролем для посещающих группы продленного дня (двухразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ – училищ олимпийского резерва) при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение для посещающих группы продленного дня (трехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания (трехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания (пятиразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания оборонно-спортивного профиля, труда и отдыха, учреждении образования ”Национальный детский технопарк“ (пятиразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитии учреждения образования ”Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж“ (четырехразовое питание), утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

денежные нормы расходов на питание участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

1.2. в абзаце первом части третьей пункта 147 специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525, слова ”от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет, от 14 до 17 лет“ заменить словами ”от 6 до 10 лет, от 11 до 18 лет“;

1.3. в пункте 19 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694, слова ”11 – 13 лет, 14 – 17 лет“ заменить словами ”11 – 18 лет“.

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр

Республики Беларусь          Р.Головченко

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

27.04.2013 № 317

(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь

17.01.2022   № 29)

 

НОРМЫ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ

на питание обучающихся в яслях, яслях-садах, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

 

Таблица 1

                                                                                                               Нормы питания

 

(масса продуктов нетто (г, мл) в день на одного обучающегося)

Группы и виды продуктов

Возраст обучающихся

от 1 года

до 3 лет

от 3 до 7 лет

в учреждениях с длительностью

пребывания

10,5 часа

12 часов

10,5 часа

12 часов

 

 

 

 

 

1.    Хлеб пшеничный*

40,0

60,0

60,0

80,0

2.    Хлеб ржаной*

40,0

40,0

60,0

80,0

3.    Мука пшеничная

10,0

10,0

10,0

15,0

4.    Крахмал картофельный

1,5

2,0

2,0

2,0

5.    Макаронные изделия

7,0

7,0

9,0

9,0

6.    Крупы

25,0

25,0

26,0

29,0

7.    Бобовые

2,0

2,0

3,0

3,0

8.    Картофель

90,0

100,0

140,0

160,0

9.    Овощи

120,0

170,0

150,0

210,0

10.    Томат-пюре

0,5

0,5

0,5

2,0

11.    Фрукты

110,0

170,0

150,0

190,0

12.    Сухофрукты**

7,0

7,0

10,0

10,0

13.    Соки

60,0

60,0

80,0

100,0

14.    Мясо

24,0

26,0

42,0

50,0

15.    Птица

10,0

10,0

12,0

15,0

16.    Колбасные изделия

5,0

5,0

10,0

10,0

17.    Молоко и кисломолочные продукты

280,0

390,0

320,0

400,0

18.    Масло сливочное

13,0

16,0

18,0

21,0

19.    Творог

40,0

45,0

45,0

50,0

20.    Сметана

9,0

11,0

12,0

12,0

21.    Сыр

5,0

5,0

7,0

8,0

22.    Яйцо

14,0

18,0

20,0

25,0

23.    Рыба

10,0

10,0

10,0

14,0

24.    Масло растительное

9,0

10,0

12,0

14,0

25.    Сахар

35,0

39,0

40,0

44,0

26. Кондитерские изделия (мучные кондитерские изделия, зефир, мармелад, варенье, джем)

10,0

16,0

15,0

16,0

27. Дрожжи

0,2

0,2

0,2

0,2

28. Чай

0,1

0,1

0,2

0,2

29. Кофейный напиток

1,2

1,6

2,4

2,4

30. Какао

0,6

0,8

1,6

1,6

31. Лимонная кислота

0,1

0,1

0,2

0,2

32. Соль

3,5

4,0

4,5

5,0

33. Аскорбиновая кислота, мг

45,0

45,0

50,0

50,0

 

 

 

–––––––––––––––––––––

* Нормы хлеба могут изменяться с учетом его фактического потребления. При использовании хлебобулочных изделий собственного производства нормы хлеба уменьшаются, а нормы на необходимые для их изготовления продукты увеличиваются.

** Допускается сезонная замена сухофруктов свежими фруктами.

 

 

Ознакомиться с полным текстом Постановления можно здесь:

https://disk.yandex.by/i/hKf8K_YtWuAs6g

 

свернуть

Роль витаминов в питании

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболе­ваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
развернуть

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.

Гиповитаминозы  усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рационы свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.

В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов.

          

     Главными источниками витамина С (аскорбиновой кислоты) являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень). 

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечаются повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек.

При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин В3 (ниацин) Активно участвует в белковом и углеводном обменах. Поддерживает в хорошем состоянии пищеварительную систему, оздоровляет кожный покров. Недостаток витамина может проявиться в сонливости, состоянии депрессии, возможен также кариес зубов и неприятный запах изо рта.

Витамин В6 (пиридоксин) Повышает иммунитет, нормализует функционирование нервной системы. Улучшает жировой обмен при атеросклерозе, увеличивает мочеотделение. Недостаток витамина может стать причиной появления себореи и дерматитов.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

                                              

Роль и значение витамина D,  источники витамина.

Витамин D содержится в кисломолочных продуктах, твороге и сыре, растительном и сливочном масле, сырых желтках; морепродуктах, печени рыб - особенно палтуса и трески; в рыбьем жире, сельди, тунце, макрели, скумбрии. Овсянка, картофель, петрушка, а также некоторые травы –  зелень одуванчика, крапива, тоже являются источниками витамина Д. Витамин D может синтезироваться в организме под действием солнечных лучей. Именно солнце является основным стимулом к выработке этого витамина в коже. Когда организм получает достаточно солнечного света, витамина D вырабатывается достаточно, но для этого необходимы определённые условия. Например, имеет значение время суток: утром, после восхода солнца, и вечером, на закате, витамин D вырабатывается активнее; цвет кожи и возраст: в светлой коже витамина Д вырабатывается больше, а с возрастом кожа синтезирует его всё меньше.

Зачем нам нужен витамин D, и что он делает для нашего организма? Его основная задача – помогать организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина Д.

Это особенно важно для женщин, так как они теряют больше кальция, чем мужчины, когда вынашивают и кормят грудью детей. Если витамина D женщине не хватает, то с возрастом у неё развивается остеопороз – очень опасное заболевание, при котором кости истончаются и становятся хрупкими. Нормальная работа щитовидной железы, свёртываемость крови, состояние оболочек, защищающих нервные клетки, тоже зависят от того, в норме ли наш организм получает витамин D. В противном случае ослабевает иммунитет, нарушается работа сердца, кровяное давление становится нестабильным, могут развиться такие заболевания, как рассеянный склероз, лейкемия, рак яичников и предстательной железы. Витамин D необходим нам ежедневно, от 5 до 10 мкг. В отличие от других витаминов, витамина Д требуется больше детям, чем взрослым: в период активного роста его ежедневная норма может быть даже более 10 мкг.

Витамин РР (никотинамид)

Найти витамин РР в продуктах проще простого. Он  есть в следующих продуктах: морковь, капуста брокколи, финики, сыр, кукурузная мука,  арахис, молоко, картофель, проростки пшеницы, помидоры и продукты из цельных злаков. Также витамин РР содержится  во множестве трав: корень лопуха, листья одуванчика, листья малины, фенхель, ромашка, пажитник, крапива, петрушка, мыта, шалфей, щавель – все эти  травы богаты витамином РР. Способствует нормальному функционированию нервной системы и слизистых оболочек, оздоравливает кожный покров. Участвует в регуляции углеводного, белкового и водно - солевого обмена, нормализует уровень холестерина в крови, повышает кислотность желудочного сока, расширяет мелкие кровеносные сосуды. Недостаток витамина может стать причиной сухости, воспаления и огрубения кожи, а также шелушения покрова.

Большое значение имеет  правильная кулинарная обработка продуктов при приготовлении различных блюд. Основной ее целью является стремление сделать пищу хорошо усвояемой, вкусной и при этом максимально сохранить пищевую и биологическую ценность используемых продуктов.

Молоко и молочные продукты чаще всего используются в детском питании. Поэтому при их обработке надо быть особенно внимательными. Молоко для сохранения его высокой биологической ценности не должно подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми. При приготовлении каш, овощных пюре и других блюд, в состав которых входит молоко, его используют в сыром виде, добавляя в хорошо разваренные крупы или овощи, и доводят до кипения.

Творог в детском питании употребляют только после термической обработки, которая производится непосредственно перед кормлением детей, чтобы избежать повторного разогревания. Приготовление творожных блюд на водяной бане обеспечивает лучшую сохранность пищевых веществ.

Замороженное мясо следует оттаивать при комнатной температуре. Оттаивание в теплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо на слабом огне, так как при сильном кипении его белки уплотняются и становятся трудноусвояемыми. Мясной фарш следует готовить непосредственно перед тепловой обработкой, которую также следует производить незадолго до кормления детей, чтобы избегать повторного разогревания пищи.

Рыбу лучше использовать в виде филе, оно легче подвергается обработке. Но можно брать и любую нежирную речную и морскую рыбу. Замороженную рыбу (филе) оттаивают при комнатной температуре, а мелкую речную — в холодной соленой воде (на 1 кг рыбы 2 л воды и 15—18 г соли). Тепловая обработка рыбы не должна быть длительной. Небольшие куски варятся около 10 минут, целая рыба массой 300—400 r — 20—25 минут. При приготовлении рыбу кладут в кипящую воду, а затем варят на слабом огне.

Яйца — очень питательный продукт. Особенно полезны яйца весенне-летнего сезона, когда куры большую часть дня проводят на свежем воздухе и получают много витаминов. Перед тепловой обработкой яйца необходимо тщательно вымыть в воде с солью, так как их скорлупа бывает загрязненной, в том числе и болезнетворными микробами.

Овощи являются основными носителями витаминов и минеральных веществ и поэтому должны широко использоваться в детском питании. Однако при их кулинарной обработке особенно важно соблюдать технологические правила. Перед приготовлением овощи нужно тщательно вымыть, (при сильном загрязнении их моют щеткой в нескольких водах). Почти все овощи следует очищать от кожуры (не очищают только томаты, молодые огурцы, редис). Кожуру надо снимать тонким слоем, так как именно в наружных частях плодов содержится максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные овощи снова промывают в проточной воде. Если овощи употребляются в сыром виде, их надо ошпарить крутым кипятком. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять длительное время в воде (не более 2 часов), так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ и продукт во многом теряет полезные свойства.

Для сохранения максимального количества витаминов очищенные овощи лучше всего готовить на пару. Для приготовления салатов или винегретов вымытые овощи в кожуре варят под крышкой в таком количестве воды, чтобы она слегка их покрывала. Так, картофель, капуста, морковь варятся не более 25—30 минут, свекла — 1—1,5 часа, щавель, шпинат — всего 10 минут. При приготовлении пюре овощи протирают в горячем виде, затем сразу смешивают с горячим молоком и доводят до кипения.

Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, но можно готовить из них компоты, кисели, добавлять в каши. Для использования сырые фрукты и ягоды следует тщательно перебрать, промыть в проточной воде, при необходимости очистить кожицу (максималь­но тонким слоем). Это надо делать непосредственно перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С.

Для приготовления компотов или киселей из вымытых и ошпаренных кипятком плодов отжимают сок, выжимки опускают в холодную воду и проваривают (сок хранят в закрытой посуде на холоде). Сваренные выжимки отцеживают, часть отвара охлаждают, разводят в нем крахмал, которым заваривают кипящий отвар. В готовый кисель добавляют отжатый сок. Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а также в качестве добавок к кашам. Для этого их перебирают, тщательно промывают, заливают холодной водой и доводят до кипения, после чего настаивают в течение 2—3 часов.

Все зерновые продукты обязательно должны подвергаться термической обработке, так как содержащийся в них крахмал в сыром виде не переваривается в желудочно-кишечном тракте. Манная каша варится 10—15 минут, рисовая и пшенная — до 40—60 минут, гречневая — 1,5 часа, перловая — 2—2,5 часа. Перед тепловой обработкой крупы следует перебрать, промыть в теплой воде (рис и пшено в нескольких водах). Не промывают только мелкораздробленные крупы (манную, кукурузную, пшеничную). Гречневую крупу можно слегка обжарить на сковороде. При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения.

Макаронные изделия погружают в кипящую подсоленную воду, варят до готовности, затем откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Во время варки макаронные изделия поглощают много воды, поэтому варить их надо в большом объеме воды (на 1 кг — 3—4 литра).

 Признаки, которые проявляются при недостатке витаминов у детей:

повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- отставание детей в росте и развитии;
- быстрая утомляемость;
- общая слабость;
- снижение эмоциональной активности, вялость, раздражительность;
- снижение памяти, головные боли;
- кровоточивость десен;
- сухость кожи.

свернуть

Меню выходного дня

Рекомендуемое меню выходного дня

 

Меню

Суббота

Выход

1-3 г.

3-6 г.

Завтрак

Каша вязкая молочная манная с яблоками

130

180

Кофейный напиток с молоком

150

200

Бутерброд с медом

50

50

Обед

Салат из белокочанной капусты с огурцами и сладким перцем с маслом растительным

40

50

Суп картофельный с макаронными изделиями

150

200

Котлеты «Здоровье»

50

70

Картофель отварной

100

130

Компот из кураги

150

200

Хлеб ржаной

30

40

Полдник

Вареники ленивые со сметаной

120/10

150/15

Кисель молочный

 

 

Яблоки печеные

 

 

Ужин

Рыба, запеченная под молочным соусом (с макаронами)

150

150

Хлеб ржаной

20

20

Хлеб пшеничный

20

20

Сок фруктовый

150

200

                                                                                           

Рекомендуемое меню выходного дня

 

Меню

Воскресенье

Выход

1-3 г.

3-6 г.

Завтрак

Сырники из творога со сметаной

100/10

100/10

Какао  с молоком

150

200

Фрукты

100

150

Обед

Салат «Ассорти» с маслом растительным

40

50

Суп овсяный с мясными фрикадельками

150

200

Биточки из филе птицы

50

70

Макаронные изделия отварные

100

130

Сок фруктовый

150

200

Хлеб ржаной

20

30

Полдник

Омлет натуральный

50

70

Чай с сахаром

140/10

187/13

Ужин

Огурец (порционно)

40

50

Запеканка картофельная с печенью

150

200

Кефир 

150

200

Хлеб ржаной

20

30

 

Меню

Суббота

Выход

1-3 г.

3-6 г.

Завтрак

Запеканка из творога со сметаной

120/10

150/15

Чай с сахаром

140/10

187/13

Обед

Салат из кальмаров с яблоками

40

50

Борщ на курином бульоне

150

200

Котлеты рубленые из цыплят-бройлеров

50

70

Пюре картофельное

100

130

Компот из плодов сушеных

150

200

Хлеб ржаной

30

40

Полдник

Крендель сахарный

50

50

Молоко

150

200

Фрукты

100

100

Ужин

Филе рыбы запеченное с картофелем

50/100

50/100

Сок фруктовый

150

200

 

Рекомендуемое меню выходного дня

Меню

Воскресенье

Выход

1-3 г.

3-6 г.

Завтрак

Сырники из творога со сметаной

100/10

100/10

Какао  с молоком

150

200

Фрукты

100

150

Обед

Салат «Ассорти» с маслом растительным

40

50

Суп овсяный с мясными фрикадельками

150

200

Биточки из филе птицы

50

70

Макаронные изделия отварные

100

130

Сок фруктовый

150

200

Хлеб ржаной

20

30

Полдник

Омлет натуральный

50

70

Чай с сахаром

140/10

187/13

Ужин

Огурец (порционно)

40

50

Запеканка картофельная с печенью

150

200

Кефир 

150

200

Хлеб ржаной

20

30

свернуть

Надо ли принуждать ребенка кушать? Организация питания ребенка

Все родители стараются погрузить своих детей в приятный мир любви и бесконечной заботы. По их мнению, обеспечить такую жизнь ребенку можно, организовав в первую очередь добротное питание. Однако часто оказывается так, что ребенок просто отказывается кушать, что мама с таким трудом ему приготовила. И вот тогда начинается традиционное: "ложку за маму, ложку за папу" или " не встанешь из-за стола, пока все не съешь!". Если ребенок с сильным характером и упрям, уговоры родителей не помогают. Он не за что не будет, есть то, чего не хочет. А если малыш не умеет отказывать родителям, то последствия могут оказаться печальными.
развернуть

 Кормление ребенка "любой ценой" - самая распространенная ошибка среди родителей детей с пониженным аппетитом. Многие родители малыша стараются превратить процесс еды в своеобразную игру, отвлекая внимание ребенка чтением книг, просмотром мультфильма, разбором разных вещей или даже танцуя сами. Многие доходят до того, что обещают награду за пустую тарелку. Например, " если съешь суп, то я куплю тебе машинку". Все это очень печально и совсем не педагогично.

Родители должны понять, что аппетит - это не желание есть, это отражение возможности, готовности детского организма к перевариванию пищи. Только тогда, когда накопился желудочный сок, управилась с работой печень и поджелудочная железа, частично освободился от ранее съеденной пищи тонкий кишечник, появляется аппетит. Поэтому, большая часть без аппетита съеденного - трудно переваривается и плохо усваивается. И если у ребенка система пищеварения перегружена лишней едой, а его продолжают активно кормить, то это все может стать причиной многих болезней, в том числе и его ожирения в будущем.

Хороший аппетит ребенка закладывается с грудного возраста. Причиной плохого аппетита ребенка могут быть следующие обстоятельства:

1. Неправильная организация питания малыша с детства. Если мама не соблюдала режим питания малыша и не кормила его в одно и то же время, то у ребенка не вырабатывается привычка кушать завтрак, обед и ужин в определенное время.

2. Постоянные сладкие перекусы между кормлениями. Чем больше малыш съесть в перерывах между приемами пищи сладости и прочие "вкусняшки", тем труднее будет его принуждать съесть тарелку супа. Вкус у ребенка надо воспитывать с самого рождения.

3. Болезнь малыша. При различных заболеваниях, например, при насморке, простуде, прорезывании зубов и т.д., у ребенка пропадает аппетит, так как все силы организма направлены на борьбу с болезнью. Не заставляйте малыша в это время кушать, это только усугубит положение. Дайте ему обильное питье и больше овощей, фруктов.

4. Не нравится пища. Ребенок не хочет кушать пищу, которая ему не нравится или с которой связаны у него неприятные ощущения. Старайтесь не кормить ребенка каждый день одной и той же пищей. От умения мамы вкусно готовить зависит аппетит у ребенка.

5. Эмоциональные переживания малыша. После плача или после чрезмерного возбуждения во время игры дети не хотят кушать. Подождите пока малыш успокоится и только потом предложите ему кушать.

6. Жаркая погода. Если на улице или дома жарко не старайтесь кормить ребенка горячим супом или кашей. В жаркую погоду лучше есть холодную пищу, поэтому лучше давайте малышу в это время овощные супы. Некоторые дети метеозависимы от любой погоды. В этом случае плохой аппетит может быть вызван резким изменением погоды.

Отказ ребенка от еды родители не должны воспринимать, как трагедию. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка кушать. Человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Детский же организм еще не испорчен нормами цивилизации, когда взрослые превратили еду в удовольствие и в привычку. Главный закон природы - количество потребляемой пищи должен соответствовать количеству потребляемой энергии. Если не соблюдать этот закон и заставлять ребенка потреблять больше пищи, чем он израсходовал энергии, то можно провоцировать много болезней. Организм малыша сам знает, когда и сколько ему надо есть. Если ваш малыш играет, весел и счастлив, то он обязательно сам попросит кушать.

Не переживайте даже в том случае, если за целый день он не съел тарелку супа, значит завтра он обязательно проголодается и захочет кушать. Заставляя ребенка кушать насильно, родители только отбивают желание, в этом случае интерес к еде может не восстановиться очень долго. Процесс еды ребенок должен воспринимать как радостный, полезный и приятный, а если родители постоянно будут его заставлять, то еда для него станет насилием над собой. Родительский пример лучший способ в воспитании вкуса у ребенка. Всегда ешьте вместе с малышом сами ту же еду, что приготовили ему. Не показывайте дурной пример, постоянно съедая чипсы, мороженое и другие сладости перед телевизором. Оторвитесь от телевизора и идите гулять вместе с ребенком. На улице прыгайте, бегайте и заставляйте ребенка больше ходить пешком. Ничто не повышает так сильно аппетит, как активные прогулки на свежем воздухе.

 Автор: Искандер Милевски 

Источник: https://meduniver.com/Medical/profilaktika/kak_dolgen_pitatsia_rebenok.html 

 

свернуть