Дошкольный возраст – уникальный период в жизни ребёнка. В это время происходит интенсивное физическое, психическое, эмоциональное и личностное развитие. То, что упущено в дошкольный период, очень трудно восполнить в последующие годы, поэтому родители должны со всей ответственностью отнестись к воспитанию дошкольника. Перед ними стоит важная задача – помочь ребёнку максимально полно реализовать возможности этого уникального возрастного этапа.
Простые правила, которые могут улучшить семейную жизнь и воспитание.
- Первые годы жизни очень важны: именно в этот период закладываются основные структуры личности.
- Дети – это личности, у которых есть свой характер, темперамент, потребности и желания. Также, как и у всех вас, у них меняется настроение. Позвольте и вашим детям иногда вспылить!
- Дети подражают тому, что делаете вы. Они никогда не сделают того, что вы им приказываете. И особенно – не читайте нотаций! дети учатся тому, что сами переживают.
- У обоих родителей должна быть одна и та же идея относительно воспитания. Это не значит, что они должны делать одно и то же, или быть вроде бетонной стены.
- Не конфликтуйте с вашими детьми. Всякий раз, когда вы ссоритесь с вашими детьми, вы уже проиграли.
- Будьте терпеливы. И с самими собой в том числе. Никто ведь никогда еще не сказал, что быть родителем – легко.
- Воспитывают не только родители: воспитывает и общество, в котором живут ваши дети.
- Говорите “нет”. Так ваши дети будут знать, что вы защищаете их и от их ошибок. Научите детей, что у них не может быть “все и сразу же”.
- Отведите время, чтобы вместе посмеяться и развлечься. Переживайте свои идеалы радостно. Если вы только и делаете, что целый день читаете нотации, вашим детям захочется сбежать из дома.
- Дарите друг другу подарки.
- Учитесь проще относиться к проблемам, но все же решайте их.
- Принимайте в своём доме друзей ваших детей.
- Самый важный аспект в воспитании ребенка – поощрение. Оно так важно, что его отсутствие можно считать основной причиной некоторых ненормальностей в поведении. Ребенок, который плохо себя ведет – это угнетенный ребенок.
- Позвольте вашим детям не разделять вашего мнения. И прежде всего, слушайте их по-настоящему!
- Подчеркивайте положительные стороны ваших детей. Дети не всегда их осознают. Все любят, когда их хвалят, и ваши дети – в том числе!
- Разрешите им участвовать в принятии семейных решений. Объясните как следует причины ваших решений. Ответьте на их вопросы.
- Держите данное слово. Будьте логичны. Не меняйте своих решений. Не обещайте слишком многого и не угрожайте чрезмерно.
- Признавайте свои ошибки и просите прощения. Имейте мужество быть несовершенными, и позвольте быть такими же и вашим детям.
- Играйте с вашими детьми.
- Когда вам нужно “серьезно поговорить” с вашими детьми, дождитесь, пока они примут горизонтальное положение. Никогда не разговаривайте с ними, когда они в вертикальном положении.
- Помните, что каждый ребенок неповторим. Не существует воспитания “во множественном числе”.
- У некоторых глаголов не бывает повелительного наклонения. Нельзя сказать: “Учись!”, “Наведи порядок!”, “Помолись!”, и ожидать, что ваши приказания будут выполнены.
- Объясните вашим детям, что вы чувствуете. Расскажите, какими были вы в их возрасте.
- Помогите им быть сильными и прийти в себя, когда их преследуют неудачи.
- Примите вызов телевидения. Телевидение страшно не столько тем, что оно делает, сколько тем, чего оно не дает делать.
- Не старайтесь чересчур защищать детей. Найдите подходящие моменты, чтобы отойти в сторону, и разрешить вашим детям испробовать собственные силы и способности.
- Униженный ребенок ничему не научится. Не прибегайте к критике и сведите к минимуму ошибки. Постоянно подчеркивая ошибки, мы только подавляем наших детей; а ведь мы должны помнить, что созидают не на слабости, а только на силе.
- Не судите других родителей по их детям, не сравнивайте ваших детей с детьми родственников и друзей.
- Сотрудничайте с ребёнком.
- Вместо принуждения к действию используйте такие побудительные конструкции, как “давай попробуем…”, “не сделать ли нам…” и т. д.